МБОУ "Основная общеобразовательная  школа  поселка Школьный"                  

     

 

Воспитываем читателя

                                                        

Проект «Читающая школа»

(воспитание культуры чтения среди обучающихся  1-9 классов )


   

Актуальность проекта

29 мая 2017 г. вышел указ Президента России № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», а 3 июня 2017 г. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Целью этих важных документов является создание в России активной среды для творческого развития детей, для создания ЧИТАЮЩЕГО ДЕТСТВА. Проект «Читающая школа» направлен на решение главной проблемы современного кризиса детского чтения – слабой читательской среды: ребёнок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках. Поэтому решение проблемы лежит в совокупных, совместных усилиях семьи и школы. Культура чтения современного школьника заявлена среди ключевых образовательных результатов на всех этапах обучения. Одним из достижений ФГОС является понимание необходимости целенаправленного читательского развития всех субъектов образовательного процесса и включение в основную образовательную программу школы раздела, связанного с реализацией междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Однако анализ существующей педагогической практики свидетельствует о том, что отсутствие институционального статуса данной программы стало препятствием к ее системной реализации, особенно это касается основной школы (5 – 9 классы). Образовательная стратегия проекта «Читающая школа» предлагает инструментальный механизм, позволяющий активизировать ресурсы современной школы для решения общенациональной задачи – воспитание вдумчивых и увлеченных читателей.

Общие положения

 

       Во все времена библиотека была хранительницей вечных ценностей. Именно в библиотеках собраны бесценные сокровища эпох и народов.

       Библиотека помогает получать знания, лечить души, повышать профессионализм, развивать интеллект, расширять кругозор, обогащаться духовно. На сегодня школьная  библиотека является информационным центром школы, где можно получить необходимую информацию, найти нужную книгу, повысить свой интеллектуальный потенциал.

      Приоритетным направлением работы школьной библиотеки была выбрана деятельность по возрождению духовной культуры обучающихся, их эстетического и нравственного воспитания на примере лучших образцов отечественной и зарубежной художественной литературы.

Проект «Читающая школа» способствует:

-  введению в школе инноваций, развивающих культуру чтения;                       

-  активизации  интереса обучающихся к чтению и развитию читательского творчества.

                 Проект «Читающая школа» разработан в соответствии с приоритетными 

направлениями работы школы и  библиотеки:   духовно-нравственное воспитание, художественно-эстетическое образование, популяризация семейного чтения, содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании обучающихся.  

 Проект «Читающая школа» направлен на воспитание культуры чтения  и проведение литературных  мероприятий среди обучающихся. Особое значение при формировании информационной культуры школьников отводится чтению. Именно  чтение является основой работы с любым видом информации: устной и письменной, традиционной книжной и новой электронной. Чтение – это сложный интеллектуальный процесс без которого невозможно обучение в течение всей жизни. Чтение – важнейший фактор формирования и развития личности. Без серьезного чтения мощь современной компьютерной техники оборачивается для человека не столько благом, сколько угрозами и рисками, опасностью манипулирования сознанием людей.

 

Цель проекта «Читающая школа»:  

повышение уровня читательской культуры школьников и роста их читательской активности.

                                                                                                                   

Задачи проекта: 

1.   Разработать план мероприятий с более массовым привлечением участия обучающихся  в школьную библиотеку.                                                            

2.   Разработать мероприятия, направленные на повышение личностного участия обучающихся.

 3.  Привлечь к участию в мероприятиях учителей школы и родительскую общественность.

 4.  Запланировать мероприятия на читательскую активность в семье.

5. Объединить усилия учителей-предметников, классных руководителей, библиотекаря в повышении читательской активности обучающихся, для реализации цели  проекта «Читающая школа».                                    

 

 Срок  реализации проекта:  сентябрь 2018 – май 2022.

 

Пути реализации проекта:

-  организация тематических и юбилейных книжных выставок;                       

 - организация и проведение конкурсных мероприятий;

-  организация и проведение массовых мероприятий.

 

Ожидаемые   результаты:                                                                                                                           

 - привлечение обучающихся в школьную библиотеку, повышение читательской активности;

 - увеличение количества посещений в школьную библиотеку;

 -  повышение престижа чтения и совершенствование культуры чтения среди обучающихся;

 -  повышение устойчивого интереса к книге как первоисточнику;

 -  возрождение  и развитие  духовно-нравственной культуры обучающихся школы;                                                                                            

- повышение активности обучающихся школы в подготовке и проведении библиотечных мероприятий.

Задачи проекта:

·         Разработать пути педагогической деятельности по формированию интереса обучающихся к проблеме чтения в урочной деятельности

·         Повысить уровень культуры чтения и читательской активности обучающихся через взаимодействие и социальное партнерство с учреждениями культуры

·         Разработать план мероприятий по организации читательской активности учащихся школы и пропаганде семейного чтения с учетом читательских предпочтений школьников во внеурочной деятельности

·         Привлечь родителей к мероприятиям для реализации школьного проекта 

Комплекс мероприятий на уровне целевых групп, на которые направлен проект:

На уровне обучающихся:

·         обучение смысловому чтению и работе с текстом;

·         внедрение единого режима по работе с информацией;

·         проведение литературной гостиной для учащихся;

·         проведение часов тихого чтения, 20-минуток, 5-минуток жужжащего чтения;

·         проведение конкурсов, выставок, викторин, предметных декад, проектов, конференций, диспутов, олимпиад.

На уровне педагогов:

·         проведение педагогического совета «Территория текста: смысловое чтение как ресурс повышения качества знаний»;

·         изучение и внедрение технологий по развитию и формированию смыслового чтения и работе с текстом;

·         участие в федеральных, региональных и муниципальных мероприятиях, направленных на поддержку и развитие чтения;

·         организация заседаний предметных методических объединений в деятельностной форме с использованием стратегий и приемов для формирования смыслового чтения.

На уровне родительской общественности:

·         проведение родительских собраний по тематике проекта «Читающая школа»;

·         презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки».

Комплексный подход обусловлен активизацией 4 основных составляющих направлений  организации образовательного процесса:

1.        Урочная система («Чтение через все предметы»)

2.        Разноуровневая образовательная среда («Пространство свободного чтения»)

3.        Внеурочная деятельность («Чтение как способ самореализации»)

Комплекс мероприятий по основным направлениям проекта «Читающая школа»

1 направление – «Чтение через все предметы»

·         Смысловое чтение и работа с текстом на уроках;

·         Проведение часов тихого чтения, 20-минуток, 5-минуток жужжащего чтения;

·         Проведение акций «Читаем детям о войне», «Познаем географию – читая классику», «Страницы Отечественной истории по художественным произведениям» и т.д. 

2 направление - «Пространство свободного чтения»

·         Создание на сайте школы Web-странички «Воспитываем читателя»;

·         Дни общения в районной библиотеке «Я с книгой открываю мир» (в дни школьных каникул);

·         Посещение литературных мероприятий и выставок  в районной библиотеке;

·         Комплексное использование реальных и виртуальных ресурсов (помещения школьной библиотеки, рекреаций, кабинетов, «читающие перемены», «читающая полка в классе» (буккроссинг), а также облачных технологий, форматов дополненной реальности и др.

3 направление -  «Чтение как способ самореализации»

·         Использование внеклассного чтения в различных видах внеурочной деятельности;

4 направление – «Традиции современного семейного чтения»

·         Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки»;

·         Проведение часов родительской грамотности «Как и что читать детям!», «Создание духовного климата семьи, способствующего формированию реб?нка-читателя», «Читающие родители - читающий реб?нок»;

·         Проведение конкурсов: «Самая классная книга» (конкурс компьютерных презентаций или буктрейллеров по прочитанной книге);

·         Изготовление и распространение  буклетов для родителей с рекомендациями «Как воспитать читателя на 100%».

Заключение

Данный проект несет весьма большое социальное значение. Проблема отказа от чтения на сегодняшний день является весьма актуальной. Мы провели исследование в виде анкетирования среди учащихся школы и пришли к выводу, что не только у современной молодежи нет интереса на чтение художественной литературы, но и у их родителей. Основными предметами чтения является периодическая печать и блоги в интернете. Но ведь это не одно и то же, что чтение книг художественной литературы. Если продолжать в том же направлении, общество со временем деградирует. Мы перестанем красиво говорить и писать, будем по-другому мыслить и перестанем рассуждать, ведь выразить мысль нечитающий человек не сможет, его словарный запас будет ограничен и беден. Страшно даже подумать, что станет с человечеством, если оно перестанет читать книги. Необходимо привлекать внимание общественности к данной проблеме. Этому и способствует реализация нашего проекта «Читающая школа».

Приложение

Анкетирование учащихся

·         Любишь ли ты читать?

·         Сколько времени в день ты читаешь?

·         Какие источники информации ты предпочитаешь? (книги или электронные издания).

·         Согласны ли вы с утверждением «Свободный доступ в Интернет сделает ненужным библиотеки?» 

Анкета для родителей «Традиции семейного чтения»

·         На Ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?

·         По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?

·         На Ваш взгляд, семейное чтение – это: (нужное отметить) – литература, интересующая всех членов семьи или ее части; – обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью; – чтение вслух для всех членов семьи; – книги для каждого члена семьи отдельно; – когда все члены семьи заняты чтением. 4. Задает ли Ваш ребенок вопросы, если ему не понятны слова или какая- либо ситуация в произведении? Да. Нет. Иногда

·         В состоянии ли Ваш ребенок связно и понятно пересказать историю, описать какой- либо фрагмент из книги? Да. Нет. Не всегда

·         Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные фильмы? Да Нет Иногда

·         Вспомните книгу (-и) Вашего детства (возраст 9-10 лет), которая произвела на Вас сильное впечатление

·         Как Вы думаете, будут ли книги Вашего детства интересны Вашему ребенку, если Вы предложите ему почитать? Да. Нет. Не знаю

·         Есть ли среди книг современных авторов, которые читает Ваш ребенок, такие, которые вызывают у Вас недоумение, кажутся странными или неинтересными? Да. Нет. Название:

·         Есть ли у Вас домашняя библиотека? Да. Нет. Если Вас не затруднит, назовите несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи (2–3 книги)

·         Сколько поколений собирает эту библиотеку?

·         Если возможно, укажите последнюю приобретенную Вами книгу. Отвечал (-а) на вопросы: мама, папа, другой член семьи. Благодарим Вас за  помощь.

 

 

Анализ за первое полугодие 2019-2020 учебного года

№ п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Дата проведения

Мероприятия в образовательном учреждении

Результаты

1.        Стимулирование читательской активности

1.1

Организация литературных викторин для учащихся 1 – 9 классов (по возрастам)

В течение года

18.10.2019

 

04.12.2019

«Ларец мудрости» (3-4классы)

 

«По дорогам сказок» (1-2 классы)

Участвовало 32 человека

 

Участвовало 22 человека

1.2

Организация «золотой полки» из книг, рекомендованных школьникам к чтению для 1-9 классов

В течение года

сентябрь-октябрь

 

 

ноябрь

 

 

 

 

декабрь

Мир природы, мир волшебный           (М. Пришвин, Г.Скребицкий, В.Бианки)

 

Поэты Кузбасса

(Знакомство с творчеством поэтов и писателей Кузбасса: Ф.Быков, В.Баянов,

В.Шабалин)

 

Смешинки

(Э.Успенский, Б.Заходер, Д.Хармс, В.Драгунский)

Участвовало 55 человек

(1-4 кл.)

 

Участвовало 15 человек

(5-9 кл.)

 

 

Участвовало 55 человек

(1-4 кл.)

1.3

Развивающие часы чтения «Сказка по четвергам» для 1 – 4 классов (чтение вслух, по ролям, обсуждение сюжета и главных героев, с придумыванием продолжения сказки и др. задания развивающего характера)

В течение года, каждый четверг

 

1 класс - Русские народные сказки;

2 класс - Сказки П.П.Ершова, А.С.Пушкина;

3 класс – Зарубежные сказки;

4 класс – По следам Гулливера.

Участвовало 8 человек Участвовало 13 человек Участвовало 15 человек Участвовало 18 человек

1.4

Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки»

Ежемесячно

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Презентация «Мойдодыр»

Презентация по сказке Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей"

Презентация «Путешествие Гулливера»

Презентация «Незнайка в Солнечном городе»

Участвовало 8 человек Участвовало 13 человек Участвовало 15 человек Участвовало 18 человек

1.5

Дни общения в школьной библиотеке «Я с книгой открываю мир»

В дни школьных каникул

27.10 – 04.11.19

Стихи и сказки К.И.Чуковского (1-2 кл.)

Игра «Перевёртыши» (3 кл.)

Литературная викторина «Четвёртый лишний» (4 кл.)

Участвовало 12 человек Участвовало 10 человек Участвовало 14 человек

Формирование смыслового чтения

2.1

Проверка техники чтения в 1- 4 классах

Конец каждой четверти

1 четверть:

21.09.2019

 

2 класс (13 человек)

3 класс (15 человек)

4 класс (18 человек)

Средняя скорость чтения

61 слово

62 слова

72 слова

2.2

Читаем вслух (Акция с участием учащихся 8-10 классов. Возраст слушателей 1-5 класс. Библиотекарь обучит старшеклассников методике громкого чтения, подберет художественные произведения, составит творческие задания и вопросы для обсуждения)

Раз в четверть

1 четверть:

21.09.2019

2 четверть:

05.12.2019

 

2 класс (13 человек)

3 класс (15 человек)

 

Участвовало 13 человек Участвовало 15 человек

2.3

«Живая классика» (конкурс чтецов – соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации) отрывков из произведений российских и зарубежных писателей). Участникам предлагается прочитать отрывок из выбранного ими прозаического произведения, которое не входит в школьную программу.

 

Ежегодно

15.10.2019

Дж.Байрон

Участвовало 10 человек

(5-8 классы)

2.        Научно-методическое, информационное и организационное сопровождение

3.1

 

Обновление на сайте школы web-странички «Воспитываем читателя»

Июнь

 

 

 

3.2

Популяризация мероприятий проекта в СМИ

В течение года

 

 

 

3.3

Муниципальные и школьные МО учителей, мастер-классы, практико-ориентированные семинары для преподавателей (Изучение эффективных технологий продуктивного чтения, методов и приемов формирования смыслового чтения)

В течение года

02.11 2019

МО учителей начальных классов «Чтение как универсальная деятельность младших школьников»

Участвовало 4 человека

3.4

Подключение  к электронной книговыдаче в приложении «ЛитРес: Школа»

В течение года

Сентябрь

 

Зарегистрированы 42 человека

 

3.5

Мониторинги с обязательным анализом результатов и корректировкой деятельности. (Тестирование по состоянию чтения в школах, опросы письменные и устные всех участников проекта)

Раз в четверть

23.10.2019

 

 

 

 

17.12.2019

Устный опрос и тестирование.

 

 

 

 

Устный опрос и тестирование.

 

Участвовало 42 человека

(61.9%)

 

 

Участвовало 42 человека

(73.8%)

 

 

 

 

 

 

МБОУ «Основная общеобразовательная школа п. Школьный»

 Проект «Читающая школа»

Анализ за второе полугодие 2019-2020 учебного года

№ п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Дата проведения

Мероприятия в образовательном учреждении

Результаты

1.        Стимулирование читательской активности

1.1

Организация литературных викторин для учащихся 1 – 9 классов (по возрастам)

В течение года

18.02.2020

 

14.04.2020

«Зима недаром злится» (3-4классы)

Конкурс чтецов

«Живой мир» (1-2 классы)

Викторина

Участвовало 33человека

 

Участвовало 22 человека

1.2

Организация «золотой полки» из книг, рекомендованных школьникам к чтению для 1-9 классов

В течение года

Февраль

 Март

 

 

Апрель

Май

«Мы будущие защитники Родины»

 «Мамины помощники»

(инсценирование отрывков из проиведений С.Михалкова,И.Токмаковой

Читаем  о космосе

 «Они сражались за Родину»  С.П.Алексеев «Сто рассказов о войне»

Участвовало 45 человек

(5-9кл.)

 

Участвовало 55 человек

(1-4 кл.)

 

 Участвовало 55 человек

(1-4 кл.)

1.3

Развивающие часы чтения «Сказка по четвергам» для 1 – 4 классов (чтение вслух, по ролям, обсуждение сюжета и главных героев, с придумыванием продолжения сказки и др. задания развивающего характера)

В течение года, каждый четверг

 

1 класс – Сказки о животных;

2 класс  -Бытовые сказки;

3 класс – Волшебные  сказки;

4 класс – Зарубежные сказки.

Участвовало 7 человек Участвовало 13 человек Участвовало 14 человек Участвовало 20 человек

1.4

Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки»

Ежемесячно

Январь

Февраль

Март

Апрель

 

Презентация  «Тимур и его команда»

Презентация  «Лесные домишки»"

Презентация «Мартышка и очки»

Презентация «Дети в роще»

Участвовало 8 человек Участвовало 13 человек Участвовало 15 человек

Участвовало 20 человек

1.5

Дни общения в школьной библиотеке «Я с книгой открываю мир»

В дни школьных каникул

2 3.03– 02.04.2020

Паустовский – детям

1кл «Кот-ворюга»;

2класс- «Барсучий нос»;

3класс- «Стальное колечко»;

4класс – «Теплый хлеб»

Участвовало 10 человек

Участвовало 12 человек Участвовало 15 человек Участвовало 18человек

Формирование смыслового чтения

2.1

Проверка техники чтения в 1- 4 классах

Конец каждой четверти

4 четверть:

21.05.2020

 

1 класс (10 человек)

2 класс (13 человек)

3 класс (15 человек)

4 класс (18 человек)

Средняя скорость чтения

35 слов

70 слов

75 слов

80 слов

2.2

Читаем вслух (Акция с участием учащихся 8-10 классов. Возраст слушателей 1-5 класс. Библиотекарь обучит старшеклассников методике громкого чтения, подберет художественные произведения, составит творческие задания и вопросы для обсуждения)

Раз в четверть

3четверть:

18.03.2020

4 четверть:

20.04.2020

 

1 класс (10 человек»

2 класс (13 человек)

3 класс (15 человек)

4 класс (20 человек)

Участвовало 10 человек

Участвовало 13 человек Участвовало 15 человек

Участвовало 18 человек

2.3

«Живая классика» (конкурс чтецов – соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации) отрывков из произведений российских и зарубежных писателей). Участникам предлагается прочитать отрывок из выбранного ими прозаического произведения, которое не входит в школьную программу.

 

Ежегодно

15.04.2020

А.П.Чехов

Участвовало 13 человек

(5-8 классы)

2.        Научно-методическое, информационное и организационное сопровождение

3.1

 

Обновление на сайте школы web-странички «Воспитываем читателя»

Сентябрь - июнь

 

 

 

3.2

Популяризация мероприятий проекта в СМИ

В течение года

 

 

 

3.3

Муниципальные и школьные МО учителей, мастер-классы, практико-ориентированные семинары для преподавателей (Изучение эффективных технологий продуктивного чтения, методов и приемов формирования смыслового чтения)

В течение года

25.03 2020

МО учителей начальных классов «Виды работ над текстом»

Участвовало 4 человека

3.4

Подключение  к электронной книговыдаче в приложении «ЛитРес: Школа»

В течение года

Сентябрь-апрель

 

Зарегистрированы 42 человека

 

3.5

Мониторинги с обязательным анализом результатов и корректировкой деятельности. (Тестирование по состоянию чтения в школах, опросы письменные и устные всех участников проекта)

Раз в четверть

13.02.2020

 

 

 

 

17.04.2020

Устный опрос и тестирование.

 

 

 

 

Устный опрос и тестирование.

 

Участвовало 42 человека

(61.9%)

 

 

Участвовало 42 человека

(73.8%)

 


 

Дата последнего обновления страницы 24.11.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»